Социокультурная и развивающая функция игрушки

Детская игрушка — очень древнее и сложное по своему содержанию явление человеческой культуры… Игровая деятельность обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Игра, являясь одним из важных явлений духовной культуры человечества, обеспечивает межпоколенную трансляцию социальных и нравственных норм. Игрушка, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка. Этнографы отмечают, что игры и игрушки детей охватывают все основные сферы культуры, так что в период детства в ребёнке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой созидательной деятельности в коллективе людей.

Игра и, как неотъемлемая её часть, игрушка стимулирует развитие у ребёнка суммы качеств и навыков, необходимых в жизни каждого человеческого общества. Отсюда следует, что игрушка, создаваемая взрослыми, — это предмет, который должен, организуя и сопровождая игру, служить физическому и интеллектуальному развитию ребёнка, предмет, который с раннего детства постепенно вводит его во владение материальной и духовной культурой своего народа. Но игрушка может вводить ребёнка(шире — новое поколение) в овладение материальными и духовными ценностями культуры лишь в том случае, ^сли она сама наделена содержанием, выражающим эти ценности. Следовательно, большое значение в воспитании и развитии ребёнка имеет внутреннее содержание детской игрушки, её образы, материал и характер изображения.

Традиционные игрушки народов мира имеют много общего, хотя и несут на себе отпечаток национального своеобразия, и их можно разделить на следующие основные группы: звуковые (сенсорные) игрушки — трещотки, погремушки, свистки, жужжалки. и бубенчики и т. д., двигательные (моторные) — мяч, волчок, конь-качалка и т. д. оружие( в основном охотничье) и орудия труда, образные игрушки — куклы и игрушки, изображающие животных. У каждой из вышеперечисленных групп игрушек есть своё назначение в воспитании ребёнка: сенсорные игрушки развивают внимание, умение сосредотачиваться, слух, двигательные развивают координацию, пластику движения, ловкость, быстроту реакции , охотничье оружие и орудия труда осуществляют межпоколенную связь и готовят мальчиков ко взрослой жизни, образные игрушки вводят . детей в мир живой природы. Это касается игрушек животных . в которые играют и мальчики. и девочки.

Но общим у всех видов игрушек является их эстетическое воздействие на ребёнка. Для полноценного психического и духовного развития ребёнку необходим положительный эмоциональный фон, отсюда и острая потребность в радости, красоте и гармонии, которая присуща всем детям. И эту потребность в радости и красоте в значительной мере удовлетворяют детские игрушки. Традиционная игрушка, будь то тряпичная кукла, деревянная лошадка или глиняная птичка, всегда несёт в себе внутриэтнический эстетический идеал и формирует у подрастающего поколения национальное эстетическое сознание. Таким образом, традиционная народная игрушка может служить образцом правильной игрушки, способствующей гармоничному развитию психических функций ребёнка.

Обращение к традиции особенно актуально сейчас, когда идёт активная вестернизация нашей культуры, а прилавки магазинов и киосков завалены слащавыми героями диснеевских мультфильмов, отвратительными монстрами, сомнительным конструктором ЛЕГО с сюжетами американской тюрьмы, ограбления банка, и т. д., гигантскими игрушками непонятного назначения и прочими уродцами. Этот поток пошлости и дурновкусия, принимаемый многими взрослыми за современную игрушку, наносит урон духовному развитию ребёнка, эстетизируя уродство, искажая представления о добре и зле, лишая ребёнка нравственных ориентиров. Чего стоят, например, «справедливые» роботы-убийцы, «добрый» человек-паук, скелеты и вампиры, которыми играют наши дети. А голливудская красотка, американская мечта Барби. Сейчас по доступным ценам налажено производство отечественных красавиц скопированных с неё.

Попробуем разобраться, какую роль играла кукла в воспитании девочки. В традиционных культурах с древних времён назначение куклы было воспитать хорошую хозяйку и заботливую мать. Были кукла-мама, кукла-отец, бабушка, дети, внуки — т. е. в игре с куклами воспроизводились семейные отношения и осваивались социальные роли. Но самой любимой игрушкой девочек любого народа всегда была кукла-ребёнок. О ней заботились, её кормили, одевали, пели ей колыбельные песни — так формировалась установка на материнство, на чадородие и отрабатывались навыки ухода за ребёнком. Какие навыки и какую установку сформирует слащавая преуспевающая красавица Барби, кукла-женщина, игры с которой запрограммированы на путешествия, балы, сказочно-роскошные наряды и безудержное потребление… Получит ли ребёнок столь необходимую ему информацию о красоте, радости и гармонии окружающего его мира от вышеперечисленных монстров и мультяшных уродцев… Не придётся ли нам за такие игрушки расплачиваться психическим и нравственным здоровьем наших детей…

В настоящее время накоплен большой этнографический материал по традиционной народной игрушке, работают родительские клубы, в которых молодые мамы учатся делать правильные по народным художественным принципам выполненные игрушки -это и разнообразные тряпичные куклы, и глиняные медвежата, зайцы, коровы и т. д., и расписанные красками деревянные игрушки (лошадки, волчки, кукольная мебель). Рукотворность этих игрушек — важный фактор воспитания у ребёнка дееспособности и творческой активности.

Экология культуры как фактор физического и эмоционального здоровья

Программа курса для педагогов дошкольных, внешкольных и общеобразовательных учреждений, для студентов и старшеклассников, для родителей. (Форма проведения курса и количество часов по темам зависит от аудитории)

  1. Система человек-среда принципы взаимодействия, основанные на базовых потребностях человека.
    • Три группы среды для человека климатическая, биологическая и культурная
    • Характеристики культурной среды. Зрительная, звуковая (речевая и музыкальная)
  2. Влияние характеристик культурной среды на физическое и психическое здоровье человека
    • художественная организация зрительной и звуковой среды в традиционных культурах как ответ на базовую потребность человека в красоте и гармонии
    • физиология эмоционально-эстетических процессов по данным современной науки
    • значение музыки и пения для психо-эмоционального здоровья и социального комфорта
    • значение ритма в протекании физиологических и эмоциональных процессов в организме
  3. Обзор зрительной (визуальной) среды в традиционных культурах разных народов:
    • одежда, жилище, культовые сооружения.
  4. Художественная организация быта в традиционных культурах (обобщающее занятие).
  5. Ритуалы, обряды, обычаи и социальные нормы взаимодействия в человеческом обществе как социальный механизм взаимодействия.
  6. Экология одежды:
    • функции одежды (утилитарная, сакральная, эстетическая и биологическая),
    • исторический обзор (одежда народов мира: Древняя Греция, Византия, Египет, Япония, Китай, Европа);
    • художественные принципы русского народного костюма;
    • рабочая, будничная, праздничная и обрядовая одежда русских.
  7. Речевое пространство и его влияние на формирование менталитета и мировоззрение народа. Экология речи:
    • устный фольклор — художественно организованное слово;
    • научный и деловой язык; жаргон.
  8. Экология семьи:
    • исторический обзор;
    • патриархальная семья в крестьянской общине;
    • современная семья;
    • взаимоотношения поколений в историческом аспекте;
    • психологическая база в отношениях «родители-дети»;
    • отражение семейных отношений в пословицах народов мира;
    • основные принципы народной педагогики — экология детства.
  9. Обобщающее занятие «Культура как механизм адаптации народа».

Зачем нужна красота?

Потребность в красоте и гармонии наряду с потребностью в новизне, познании, иерархии (упорядочивании, структурировании) окружающей среды относится к группе идеальных базовых потребностей человека. Базовая — это значит такая, неудовлетворение которой приводит к серьёзным нарушениям жизненных функций. Художественная организация быта во всех без исключения традиционных культурах подтверждает важное значение эстетических переживаний в жизни (жизнедеятельности) человека. Одежда всех народов мира с самых древних времён украшается ткаными узорами, вышивкой, золотным шитьём и т. д. Домашняя утварь, посуда, мебель, стены, потолки и двери расписываются цветочным орнаментом и поющими птицами. Народная музыка, песни, поговорки, пословицы, колыбельные, потешки, былины и сказки — это художественно организованное слово и звук (музыка). Народный танец — это художественно организованное движение. И создавалась вся эта красота не от избытка свободного времени и необходимости растратить «лишнюю» энергию — на это всегда тратилась основная жизненная энергия, т. к. лишней (как и свободного времени) в. суровых условиях исторического развития народов никогда не было. И у народов Крайнего Севера, ведущих ежедневную жестокую борьбу за выживание, мы наблюдаем богато украшенную бисером одежду и обувь, высокохудожественную резьбу по кости, пение. танец и поэтический фольклор.

Что же даёт человеку красота? Какова её роль? Каков механизм воздействия красоты на человека? Ещё в начале XX века И. П. Павлов высказал предположение о том, что нервную силу, энергию коре головного мозга даёт подкорка, т. е. эмоции являются источником силы для корковых клеток. С помощью притока энергии, которую даёт ряд эмоциональных зарядок, можно заставить кору человеческого мозга работать с большим коэффициентом извлечения. Активность коры связана с энергетическим питанием от подкорковых центров, от того, что называют эмоциональным центром. Очень важную роль играет в этом ретикулярная формация, которая в свою очередь приходит в тонус от эстетически значимой информации, поступающей по сенсорным (воспринимающим) жизни детей, «диких» народов и сельских жителей. У цивилизованных горожан этот канал притуплен или совсем утрачен.).

Эстетически значимой (художественной) информацией для различных каналов восприятия является: для зрения — природа, росписи, украшения, вышивка одежды, игрушки, резьба по дереву, архитектура, для слуха — музыка, пение, речь, для мышечного чувства — танец, ритмически организованная игра, хоровод, для обоняния — приятные запахи или запахи, связанные с приятными воспоминаниями. Т. е., говоря кратко, ретикулярная формация, которая обеспечивает рабочую активность коре головного мозга, сама заряжается (приходит в тонус) от КРАСОТЫ. Следовательно, красота опосредованно (через посредство сенсорных и эмоциональных подкорковых центров, через эстетические переживания) влияет на работу головного мозга человека. Отсюда становится понятно, почему во всех традиционных культурах мира быт художественно организован, почему в нём так много красоты, почему отдыхать и лечиться человек едет на природу (за самой красивой, нерукотворной красотой) и что означают слова «базовая потребность в красоте и гармонии».

Эксперимент: Идёт запись электрической активности в коре головного мозга: Человек спокоен — дан раздражитель — в коре возникают электрические разряды, но они не могут ассоциироваться. Но как только подкорка даёт энергетический баланс для корковой клетки, сейчас же образуется среда, богатая возможностями всяких ассоциаций (нейронных связей), т. е. кора активизируется и приходит в рабочее состояние — мозг полноценно функционирует.

«Замечательно,- скажем мы,- давайте теперь побольше красоты, особенно детям, раз это необходимо для правильной работы мозга». Но надо разобраться, какая красота нужна нашему мозгу. Как бывает пища полезная и вредная, так же бывает полезная и вредная красота (вернее, то, что в случае вредности за неё выдаётся). Современная цивилизованная «красота» модной одежды, дизайн жилья, зданий, витрин, реклама, мультяшные уродцы или монстры в детской игрушке и в книжных иллюстрациях, масскультовский кич — это, конечно, вредная красота.

За полезной красотой надо обращаться к традиции. Это не движение вспять, а насущная потребность осмыслить традиционное представление о красоте, использовать эстетический (художественный) опыт многих поколений в воспитании современных детей и в современной жизни вообще. Известный философ и культуролог М. Бахтин сказал: «В любое время существуют огромные пласты» забытых или полузабытых сокровищ, но они обязательно вспомнятся и оживут в обновлённом виде. Нет ничего абсолютно мёртвого — и у каждого смысла в «большом» времени будет свой праздник возрождения«. Народная художественная культура вообще и традиционная красота и есть это полузабытое сокровище, которое неизбежно оживёт в обновлённом виде, т. к. правильное эстетическое воспитание является необходимым (хотя и недостаточным) условием полноценного развития детей, их эмоционального и интеллектуального здоровья.

Почему же надо обращаться за красотой к традиции? Разве мало современных талантливых художников, дизайнеров и т. д.? Характерные черты народного декоративно-прикладного искусства — наслаждение красотой мира, целостное мироощущеие, оптимизм и чувство непрерывности, необходимые для душевного равновесия и развития базовых психических функций. Народная художественная культура — это коллективный опыт переживания прекрасного, который накапливался во многих поколениях, и уже поэтому оно несёт в себе значимые для любого человека эстетические переживания, о значении которых говорилось выше.

Н. А. Тарасевич

Этот домен продается здесь: telderi.ru, и еще много других